Россия, МАВР, РОСКОМКИНО, Корпорация ТВТ,
а также ФЛАЙТ-БАНК, ЗДУНКЕВИЧ и К, 1995
Эсцентрическая
мелодрама.
«Московские каникулы» — трогательная попытка вернуть в наш кинематограф
любимый народом жанр советской лирической комедии, совсем было
заглохший в суровые постсоветские времена. Сегодня, когда стремление
«назад, к Островскому» — в теплый, стабильный мир сюжетов, мифов
и психологических стереотипов «нашего старого кино» приобрело
уже характер эпидемии, к чести авторов «Московских каникул»
нужно сказать, что они, в общем, раньше других просекли этот
социальный заказ. Собственно говоря, «Московские каникулы» (я
имею в виду сценарий) — ни что иное, как образец типичной для
Брагинского и Рязанова городской сказки, когда какое-нибудь
совершенно невероятное событие — мытье в бане 31 декабря или
путешествие итальянки в Россию для того, чтобы похоронить любимую
собачку запускает налаженный механизм сюжета, где все шестеренки
исправно цепляются друг за друга — зубчик в зубчик, все имеет
свои причины и следствия и цепь трагикомических обстоятельств
надежно влечет героев от анекдотической завязки к счастливому
и трогательному концу. Но помимо чисто технической добротности,
в сценарии «Московских каникул» можно найти еще и дополнительный,
метафорический уровень утешительства, социального, так сказать,
порядка. Прекрасно осознавая, кому адресована его сказка, Брагинский
ведет рассказ не только о встрече двух влюбленных на фоне «ужасов»
постсоветской Москвы, он обещает счастливый поворот в судьбе
всей бедной-несчастной, деклассированной интеллигенции, оказавшейся
на свалке истории (Э. Рязанов «Небеса обетованные»), и сулит
ей, что в один прекрасный день, ее, словно симпатичного бездомного
пса, пригретого итальянкой, подберут, обласкают и оценят, ибо
преданное сердце и честные глаза непременно вознаграждаются.
Весь фокус этой истории, вся ее сладость не в том, что русский
плэйбой-Ярмольник охмурил богатую итальянку и уехал с нею в
Италию — это было бы и цинично, и некрасиво. Все дело здесь
в том, что она его полюбила за лучшие качества советского интеллигента:
здесь и грустный взгляд сквозь очки, и борода, и гитара, и старорежимная
честность (чемодан не украл) и рыцарское гостеприимство (постель
предоставил даме, а сам ночует на улице). Она полюбила его за
любовь к животным, за вечное детство, и вечную неприкаянность,
за то, что перед «этим» (о чем заблаговременно предупреждает
героиню бывшая жена) он поет женщине песни собственного сочинения.
Словом, — за чистое рыцарское сердце советского МНС-а, сохраненное
среди жестоких битв за кусок хлеба на рынке валютных услуг.
«Оставайтесь самими собой, живите, как жили, и счастье вас непременно
найдет» — старая-старая сказка в новой обложке. Наталья Сиривля
В
ролях: Ирина Селезнева, Леонид Ярмольник, Леонид Якубович,
Армен Джигарханян, Лия Ахеджакова, Наталья Гундарева, Олег Табаков,
Александр Адабашьян, Михаил Мишин, Марина Дюжева, Сергей Никоненко,
Наталья Крачковская, Олег Анофриев, Владимир Грамматиков.
Режиссер-постановщик: Алла Сурикова.
Автор сценария: Эмиль Брагинский.
Композитор: Андрей Макаревич.